Принцип работы сцепления автомобиля
На данный момент представить любую коробку передач автомобиля без сцепления просто нельзя. Оно есть и в механике, и автомате, бывает разных видов и конструкции. А назначение неизменно: плавно отсоединять маховик двигателя от коробки и повторное соединение при включении передач. Соответственно, принцип работы сцепления одинаковый в любых системах, но есть ряд отличий.
Виды конструкций сцепления
Самая популярная и надежная конструкция сцепления - это фрикционная. Она используется в большинстве коробок, отличается высокой надежностью и долгим ресурсом работы. Но неправильное использование сцепления может повредить коробку.
Кроме фрикционного, существует также электромагнитное сцепление и гидравлическое. Принимая во внимание способ работы фрикционного сцепления за счет трения, оно может быть однодисковым, двухдисковым и многодисковым. На самом деле, нет большой разницы, сколько используется фрикционных дисков, количество их напрямую зависит от типа автомобиля и его мощности. На большинстве грузовых автомобилях установлено двухдисковое или многодисковое сцепление.
В большинстве современных автомобилей используется сухое фракционное сцепление. Принцип его действия в том, что трение происходит между дисками в сухом виде без доступа жидкости. Так обеспечивается лучшая передача оборотов и надежность соединения. Однодисковое сцепление состоит с маховика, ведомого и нажимного дисков, подшипника сцепления с вилкой и муфтой, пружины. Все это собрано в отдельный элемент коробки передач - картер сцепления, который крепится к двигателю.
Принцип работы однодискового фрикционного сцепления
Однодисковое сцепление включено постоянно. Работу системы обеспечивает привод сцепления. Если нажать на педаль сцепления, будет перемещение вилки, которая действует на подшипник. Он в свою очередь действует на лепестки пружины, от которой передача трения переходит на нажимной диск.
Благодаря этому происходит ослабление диска и прекращается передача крутящего момента от двигателя на маховик. Если педаль сцепления отпустить, нажимной диск соединяется с ведомым диском и восстанавливается связь с двигателем. Сам нажимной диск прижимает ведомой диск к маховику, а тангенциальные пружины выполняют роль возвратных пружин.
В случае слишком долгого выжимания педали сцепления образуется избыточное тепло от трения дисков, в результате чего водитель ощущает характерный неприятный запах. На первых этапах он еще не опасен для коробки, но длительное время перегружать ее не рекомендуется. В результате перегрева повреждается выжимной диск и диафрагменная пружина.
Самые популярные повреждения сцепления - это износ подшипника сцепления, повреждение или разрыв диафрагменной пружины или износ дисков. Ремонтные работы можно провести в домашних условиях или на станции технического обслуживания. Для этого нужно отсоединить картер сцепления, разобрать его, заметить поврежденную деталь и установить картер на место.